С того времени, как был принят закон об обязательной перевозке детей до 12 лет в специальных детских автокреслах, детская смертность в авариях снизилась на 10%. Это само по себе говорит о необходимости их использования. К сожалению, не все родители ответственно относятся к этому. Иногда перевозку детей без кресел объясняют их дороговизной (а разумно ли экономить на безопасности собственных детей?) или недоверием в действительную полезность кресел и их способность обезопасить ребенка.
Часто такие родители перевозят детей в автомобиле не пристегнутыми, держа на руках, или пристегивают «взрослыми» ремнями. Они не понимают, что как бы хорошо они не держали ребенка, даже при не очень сильном столкновении удержать его не удастся.
Если не пристегнута мать, держащая ребенка на руках, во время аварии малыша вырывает из рук, и он ударится головой о лобовое стекло или переднюю панель, вдобавок к этому сзади на него будет давить тело матери. Если даже пристегнуть ребенка штатными ремнями безопасности, рассчитанными на взрослых, то это не поможет ему избежать травм при аварии – ребенок просто выскользнет из-под них.
Чуть более ответственные родители в поисках дешевой альтернативы детским автокреслам приобретают специальные адаптеры для ремня безопасности или бустеры. На самом деле, как показывают результаты краш-тестов, эффективность этих устройств довольно сомнительна. В Европе от них давно отказались именно по причине их низкой безопасности.
Часто при ударе ремень адаптера врезается в живот, и грудная клетка ребенка испытывает большие нагрузки, кроме того, возрастает опасность удара о спинку переднего кресла. Бустеры также проявили себя не с лучшей стороны, правда, выдержали тесты несколько лучше адаптеров.
Некоторые специалисты, несмотря на то, что адаптеры прошли соответствующую сертификацию, не рекомендуют их приобретать. Дело в том, что у них отсутствует боковая защита, а также при использовании адаптера горизонтальный ремень поднимается с тазобедренных костей (с того места, где он должен быть) на уровень живота. Бустеры могут предотвратить травмирование ребенка только при лобовом столкновении, и эти устройства рекомендуется использовать не раньше, чем ребенку исполнится 7 лет.
Автокресла для детей подразделяются на группы, в соответствии с возрастом и весом ребенка. Для малышей до одного года нужно приобретать не автокресло, а автолюльку. Также существуют универсальные детские автокресла, относящиеся к группам 1-2-3 для детей от 1 года до 12 лет. Но выбирать такое универсальное кресло нужно внимательно, ведь понять, каким будет ребенок в пять, или двенадцать лет – трудно. Все-таки лучше выбирать кресло в соответствии с физическими данными ребенка.
В принципе, от рождения до того времени, когда ребенок сможет ездить пристегнутым обычным «взрослым» ремнем безопасности, понадобится купить 3 автокресла. За двенадцать лет это будут не такие уж большие затраты.
В качестве альтернативы можно остановиться на более доступном варианте – купить только автолюльку и универсальное кресло. Также можно сэкономить, купив не новое, а б/у автокресло, тем более в Интернете есть большое количество сайтов, где можно недорого приобрести такие товары. Предложений много, ведь, например, автолюльки нужны всего на один год, но и за этот период ими пользуются нечасто. В результате можно купить практически новое изделие. Конечно, при покупке б/у кресла нужно убедиться, что на нем нет повреждений, и оно не побывало в аварии.
При выборе кресла обращайте внимание на способ его крепления, ведь оно может крепиться по-разному, а лучше всего попробуйте «примерить» его в автомобиле. Вообще, научитесь крепить кресло правильно, в соответствии с инструкцией. Можете даже попросить продавца показать, как это делать. Неправильно закрепленное кресло не только не спасет ребенка в случае аварии, но и само может стать причиной травм. Никогда не устанавливайте детское автокресло на переднее сиденье, которое оснащено подушкой безопасности.
Хорошо, если ваш автомобиль оборудован системой крепления Isofix, признанной самой надежной (по сути, кресло оказывается закрепленным к кузову автомобиля с помощью специальных кронштейнов). К сожалению, не все автомобили оборудованы этой системой. Кстати, на наличие данного типа крепления желательно обращать внимание еще при выборе автомобиля.